РадиокружкИ

Разговоры на разные околорадиолюбительские темы

РадиокружкИ

alex83 » 07 окт 2021, 21:59

Интересно, а в наши дни существует что-либо подобное?
Я в юности ходил в радиокружок ЖД СЮТ, тот который был на мурманке (двуэтажное деревянное здание).
Аватара пользователя
alex83
Имя: Александр

alex83 » 11 окт 2021, 22:34

Раз никто не пишет, то наверное их и нет. Мда... Печально... Остаётся только ПОНОСтальгировать.

В далеком 1991г отец привел меня на станцию юного техника Окт.Ж.Д. В радиокружок.
Помню, сидел там уссатый мужик средних лет в нахлобученной меховой шапке. Видимо, из бывших... уссатых телемастеров на подработке.
И вот он нам говорит, мол, рано вы пришли, прием только с 9 лет, а вам 8. Приходите через годик. А лучше идите по коридору направо в кружок моделирования, там с 8 принимают. Отец пытался ему что-то там ещё объяснять, что парень уже кое что умеет, пояет там и всё такое... Но нет, дядя был непреклонен. Послал, короче.

Ну что, отвел меня отец в кружок моделирования. Для меня тогда это прям трагедия была. Обидно, но что поделаешь... А они там модели локомотивов строют. Из жести. Вырезают из неё детали, обстукивают, выпиливают окошки и технологические проемы, спаивают в корпус, встраивают моторчики, красят и всё такое. Ныне безвозвратно утраченные технологии древней высокоразвитой цивилизации, между прочим.
Отвели, значит, меня на второй этаж. А там у них огромный, на всю комнату, макет электрифицированной железной дороги с ландшафтами, строениями, семаформами, на котором они свои изделия тестят. Но я всё равно так как-то без особого энтузиазма подписался на это дело.

Дали мне кусок жести, дали задание, объяснили технологию. Начал я делать свой локомотив. И в кружке делал и дома делал. Постепенно я начал понимать, что руки у меня ещё кривенькие и не заточены под это моделирование. А ещё жесть эта - просто жесть какая-то. Однажды, как-то в кружке спросил у старшего товарисча, а что потом происходит с изготовленными локомотивами, на что получил ответ, что, мол, изделия остаются в кружке. А дальше была немая пауза и шок. "Как? А что, себе забрать? Нет, нельзя!? :frown: ".
Возмущению моему не было предела. Как это так!? Этого я уже вынести никак не мог, а потому послал всю эту жесть с моделированием куда подальше.
Аватара пользователя
alex83
Имя: Александр

EuSe » 16 окт 2021, 11:18

В далеком 1991г отец привел меня на станцию юного техника Окт.Ж.Д. В радиокружок.

Миллионстотысяч раз проходил мимо этой СЮТ, и не знал, что там есть радиокружок.
Думал, там только паровозики из жести выпиливают...
А оно воно как...
Нет аватара
EuSe
Имя: Евгений
Шек: SW2013mini, Kenwood Trio TS-510, Yaesu FT840

alex83 » 17 окт 2021, 21:50

Насколько помню, там ещё и деревообработка была. А поскольку всё это находилось рядом на первом этаже, то атмосфера там была особенная. Всё к друг другу бегали, помогали, просили что-нибудь. Травить платы, например, мы бегали в кружок моделирования, т.к. там была вытяжка и электроплитка. Если кто-то неаккуратно обращался с раствором медного купороса, проливал его или разбрызгивал, то даже получали люлей от мастера. О хлорном железе мы даже не думали тогда.
А ещё в этом здании был особенный, ни с чем не сравнимый аромат. Запах ремесел. :rolleyes:
Аватара пользователя
alex83
Имя: Александр

rn1neb » 17 окт 2021, 22:34

Ходил в радиокружок, тот что в доме пионеров. Приёмник прямого усиления, блок питания с защитой от КЗ и всё такое. Принял участие в процессе переезда в новое здание. Сергей Матвеевич руководил процессом. Коллективка там была с двойными квадратами на крыше. Впечатление произвела, но побывал я там всего один раз. Ещё разок побывал тогда на коллективке в ДОСААФ (ходили на экскурсию всем кружком).
Запах там тоже был особенный такой. В новом здании наработать такой запах не успели.
73 !
Аватара пользователя
rn1neb
Шек: FT-817ND,IC-7000,IC-7300,ZS-1,Flex-1500
Откуда: Карелия, Петрозаводск

alex83 » 19 окт 2021, 00:37

Так сложилось, что мой следующий приход в этот радиокружок состоялся не через год, а через три года, в 5-м классе. Почему так получилось, я уже не помню, но точно помню, что на момент повторного прихода я уже легко пОял простые схемки о двух транзисторах, всякие там мультивибраторы, имитаторы голосов птиц и прочую хрень. Все эти три года я учился самостоятельно, дома, по разным детским книжкам, типо этой, журналам Моделист-конструктор(Радио у нас в семье не выписывали), и даже в унылой школьной библиотеке умудрялся найти что-нибудь по теме. А ещё Отец мне, бывало, притаскивал какие-то платы, детали, да и сам я любил пошакалить и где-нибудь что-нибудь урвать.

Так вот, видимо назрело, и пришел я в кружок уже сам, да не один, а с однокашником, который вообще ничего не знал и поплелся туда за компанию, по фану. Пришли мы, значит, туда, а там уже сидит не уссатый мужик в нахлобученной меховой шапке, а интеллигентного вида пожилой человек - Олег Петрович. Этот невысокий сухощавый дяденька, обладавший просто какими-то нереальными выдержкой и спокойствием, а скорее всего и имевший вполне реальные педагогические навыки, станет моим наставником до окончания школы и останется в памяти на всю жизнь.

Когда были улажены все формальности, связанные с нашим приемом, мы получили первое задание - изготовить макетную плату, на которой потом будут макетироваться, отрабатываться и настраиваться радиолюбительские конструкции.
Это сейчас можно заказать в Китае "макетки", на которых даже пОять ничего ненужно, а тогда технология изготовления макетной платы была проста до безобразия. Брался обычный плотный картон, который размечался и разлиновывался. Из жести (опять эта жжжесть :sad2: ) нарезались короткие полоски и сгибались в скобы. В картоне жалом отвертки по разлиновке пробивались прорези, в которые вставлялись скобы, концы которых загибались с обратной стороны и всё это простукивалось молоточком. В результате получалась гибкая плата с жестяными "пятачками", которые потом залуживались. Примерный, но более дегенеративный вариант исполнения выглядит как-то так:
Изображение
Особо одаренные, делали под плату жесткое основание и устанавливали её на опоры под углом для лучшего юзабилити.

С помощью этой простой радиолюбительской технологии убивалось сразу несколько зайцев:
1. вечная плата, небоящаяся никаких издевательств
2. идеальный полигон отработки навыков пайки для криворуких школотронов
3. любой размер поля (ограничен терпением подавана), а стало быть схемы разной сложности
4. потрясающая наглядность и легкость отладки
5. качественный монтаж с минимальной вероятностью непропая
Что ещё нужно начинающему школолотрону!

Были, конечно, и минусы. Понятное дело, что микросхемы на такой плате не попОяешь, но кто о них тогда думал... Развлекались в основном с МП41/42 , КТ315/361 и т.п.

ЗЫ
Тогда я впервые наблюдал лицо и неподдельную реакцию человека, который увидел настоящее чудо! Мой однокашник, сидя за макетной платой, то припаивал к ней конденсатор, то отпаивал, сопровождая процесс восторженными возгласами:
"Надо же - припаялось! :bounce: Надо же - отпаялось!" :bouncefire: .
Тогда же я занял и свой "личный" стол, за которым, кроме меня, больше никто не сидел.

ЗЫЫ
Однокашник мой, спустя некоторое время, всё же забросил это дело.
Аватара пользователя
alex83
Имя: Александр

ua1ndm » 19 окт 2021, 12:46


Если интересно, могу "поплакаться"... (поделиться ОПЫТОМ) :wacko:
Нет аватара
ua1ndm
Имя: Валерий
Позывной: ua1ndm

alex83 » 19 окт 2021, 13:06

Конечно интересно!
Аватара пользователя
alex83
Имя: Александр

alex83 » 21 окт 2021, 20:09

Следующим заданием было освоить измерительную технику.
Поставили нам на стол вот такого динозавра:

http://www.rw6ase.narod.ru/00/prib/awo5m.html

И нужно было научится с ним работать. Режимы, цена деления и всё такое прочее... И чтобы работа и считывание показаний были доведены до автоматизма. Ну, у меня кой-какой опыт уже был, да и однокашник мой не дурак, быстро освоили. И дальше с этим прибором только и работали и не жужжали. О чем-то более крутом тогда даже не думали.

Был там, правда, один... Зажиточный такой кент интеллигентного вида, старшак. У него уже был 830-й Мастэч. Ни у кого не было, а у него был. Ходил всё что-то хитрое пОял для себя, не делился. И всё на деньги любил мерять, помню. Сноб такой был. Из-за этого с ним никто особо не общался. Еврей, наверное.

А я тогда мечтал об авометре Ц-20. Но только не о "круглом", а уже о модерновом, "квадратном". Эх, как я мечтал! Это был просто предел мечтаний. Во всех детских книжках измерения этим прибором делались. Правда, через годик у меня тоже появился 830-й, но в кружок я его не носил, пользовался дома. А Олег Петрович строго настрого запретил мерять им ток - Спалишь! Наверно поэтому он до сих пор живой.
Аватара пользователя
alex83
Имя: Александр

alex83 » 29 окт 2021, 23:13

Когда матчасть была усвоена, я, как более-менее продвинутый шкальник, начал пОять радиоприемник о двух транзисторах. Схему на одном транзисторе преподаватель посчитал слишком лоховской для меня. Потом к двум транзисторам прибавился ещё один каскад, за ним УНЧ с выходным трансформатором, а под финал и тембрблок подвезли.

Понятное дело, что сначала всё это паялось и настраивалось на вышеупомянутой макетке, но дальше технология была другой.
Бралась толстая пластмасса (обычно от задней крышки телевизора) и хитро заточенным обломком ножовочного полотна вырезался кусок нужного размера. На тетрадном листочке размечались точки под детали и рисовались соединения. Получалась схема монтажной платы. Далее брался толстый медный эмалированный провод, который зачищался от лака, лудился и нарезался на шпильки. Эти шпильки потом вплавлялись в пластмассу паяльником в соответствии с точками на схеме и таким образом получались монтажные точки, на которые напаивались и соединялись детали. Конечно, технология была не совершенной, от перегрева монтажные точки проваливались в пластик или норовили завалится набок. Это вам не ЛУТ собачий! :old:

Приемник, помню, работал хорошо, ловил много станций, особенно, когда его заземлишь на батарею :pardon: Всю итоговую схему я собрал на одной большой монтажной плате и установил во фронтальную половинку корпуса трансляционного приемника SAMPO 101.

А мой однокашник в это время делал сигнализацию, срабатывающую на разрыв провода. Схема там была настолько лоховская, что основное внимание он уделял корпусу, и делал его так круто из ошкуренных дощечек и фанерок, что я даже подумал, а может не стоило ему в радивокружок, может ему надо было пройти дальше по коридору, в деревообработку :unknw: .

ЗЫ
Радиоприемник этот я разобрал будучи ещё шкальником, о чем сейчас очень очень, с.ка, ну очень жалею.
:frown:
Аватара пользователя
alex83
Имя: Александр

alex83 » 05 ноя 2021, 01:08

Вспомнил тут ещё один эпизод с приемниками.
Был у нас в кружке шкальник по кличке "грузин". Был ли он взаправдашным грузином не знаю, но все его звали "грузин". Парень он был малость странноватый :cranky: , не общительный, я бы даже сказал, замкнутый. Но главным образом от остальных он отличался тем, что делал всё время один и тот же радиоприемник о 2-х(или 3-х) транзисторах. Всё время. Один и тот же. А поступал он так по причине того, что была у него одна характерная особенность, пунктик - он был перфекционист до мозга костей. Это, конечно, само по себе не плохо. Я, например, по натуре тоже перфекционист, но так не упарывался никогда.
Сначала он спОял и настроил(не без помощи руководителя конечно же) радиоприемник на вышеупомянутой гибкой макетке. Затем перенес его на жесткую макетку и долго бегал за преподавателем, чтобы тот нашел все его косяки. Потом жесткая макетка показалась ему некрасивой и он взял гетинакс, применив другую технологию. Он насверлил в нем отверстий, в которые пропихивал выводы деталей, загибал их и соединял проводочками с обратной стороны. В результате получилась плата, внешняя сторона которой очень походила на настоящую печатную. И конечно же он снова бегал за руководителем, чтобы он нашел все его косяки и приемник заработал.
Казалось бы, на этом всё, но нет. Ему в руки попал гетинакс с голубым пластиком, который ему показался красивее и всё понеслось наново. :wacko: Надо ли говорить, что препода это уже стало порядком напрягать :turnred: , т.к. самостоятельно разбираться в своих косяках после каждой переделки схемы товарисч не желал.
Но и на этом эпопея с приемником не закончилась! Он где-то нашел гетинакс с более красивым белым пластиком... :shok:

Была у него ещё одна особенность. Он любил подпустить шаптуна :shuffle: :redface: . Это замечали все, даже руководитель, который в итоге сказал, чтобы мы над ним не подтрунивали, т.к. "у парня что-то с пищеварением".

А эпопея с "идеальным приемником" закончилась самым неожиданным образом.
На столе, за которым "грузин" обычно сидел, стоял огромный лабораторный силовой высоковольтный блок питания, а какой-то малолетний пиздюк, ранее поработав с ним, его не выключил. У ЛБП было много банана-клемо-гнезд, между некоторыми из которых перекидывались специальные плоские перемычки, которые были разъединены и свободно свисали с отдельных гнезд.
В тот злополучный день "грузину" было скучно, нового красивого гетинакса больше не попадалось, а сделать настоящую печатную плату он по каким-то причинам не решался. Он сидел за столом и с печальным выражением лица дергал пальчиком висящие перемычки до тех пор, пока одна из них не соединилась.
Раздался страшный оглушительный 50Гц рык трансформаторов внутри ЛБП, густой сноп искр брызнул в лицо горе-радиолюбителю, предохранитель в щитке отработал, свет погас, аллес.
:worker:
Меня тогда поразила реакция преподавателя на весь этот эпик фейерверк. Никаких матов, никаких ептвоюмать или чего-нибудь в этом роде. В тот момент он копался в своем шкафу и стоял спиной. С некоторой паузой, которая показалась мне странной (видимо именно в это время Олег Петрович про себя произнес все те не педагогические выражения, которые принято говорить в таких случаях), он повернулся в полумраке и с абсолютным покер-фейсом на лице произнес что-от вроде: "Ну кто там чего?".

Когда "грузин" отошел от шока, он с маниакальной тщательностью убрал за собой стол и поспешил свалить по-английски. :facepalmm:
А далее следовал обыденный ритуал перепайки предохранителя в щитке, который выполнялся специально обученным человеком из старожилов.
Грузина в кружке с тех пор мы больше не видели.
Впрочем, никто особо не пожалел, а Олег Петрович так и вообще вздохнул с облегчением :blush:
Аватара пользователя
alex83
Имя: Александр

alex83 » 09 дек 2021, 20:40

Вспомнилось тут.....
В нашем радиокружке была настоящая школьная доска. Такая прям настоящая, коричневая, кондовая, сталинская! На этой доске Олег Петрович обычно объяснял принцип работы транзистора, радиолампы и всего такого. Особенно мне почему-то запомнилась задачка, которую он любил задавать в качестве теста на сообразительность для всех вновь прибывших шкальников. Чтобы, так сказать, прощупать потенциально толковых ребят.
В этой задачке нужно было изобразить схему коммутации светильника из двух разных мест. Думаю, все поняли, о чем речь. Длинный тёмный страшный коридор там и все такое. Схемка эта настолько боянистая, что была нарисована, наверно, в каждой детской книжке по радио и электротехнике. Но, с.ка, самое прикольное в том, что в реальной жизе такое решение я никогда не встречал! Не попадалось как-то. А может кто-то всё-таки встречал?
Аватара пользователя
alex83
Имя: Александр

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1