Восстановление электролитов

Обмен опытом по реставрации старого радио.

Восстановление электролитов

moder » 18 авг 2012, 00:38

Тема насущная. Часто в старом оборудовании встречаются изжившие свой век банки электролитов. Есть разные варианты как с ними поступать. Кто-то пытается их тренировать в надежде, что прибор оклемается и заживет новой жизнью, кто-то не глядя меняет на современные китайские. Способ зависит от конкретной ситуации и задачи. Эта тема открыта для обсуждения любых способов.

А как быть если стоит задача сохранить оригинальный внешний вид шасси и идет борьба за пресловутую аутентичность? Тут тоже есть варианты. Можно просто установить мелкие современные литики, а банку оставить стоять не подключенной для сохранения внешнего вида. А можно поступить как некоторые нехорошие китайские производители и запихать современные малогабаритные электролиты в старую банку, тем самым сохранив аутентичность как сверху шасси, так и в подвале. Вот о последнем способе и своем опыте я и постараюсь рассказать.

А вот собственно и сам предмет:
Вложения
P8230013.JPG Электролит Philips ELYT 50+50uF 385V
Вложения доступны зарегистрированным пользователям
Аватара пользователя
moder
 
Сообщения: 1785
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 16:29
Имя: Александр
Автомобиль: Nissan

Re: Восстановление электролитов - развальцовка

moder » 18 авг 2012, 00:58

Начнем с того, что старую банку электролита нужно как-то вскрыть, развальцевать. Вне заводских условий ни развальцевать ни завальцевать обратно, так как это было сделано на заводе не получится. К этому нужно быть готовым, поэтому при развальцовке и завальцовке нужно проявить максимальную аккуратность. Я рекомендую для защиты корпуса от повреждений и царапин обмотать электолит малярным скотчем.

Я развальцовывал поддевая края вальцовки маленькой отверткой с тонким шлицем и помогал тонкогубцами, хотя, думаю, возможны и более продуктивные способы. Всё это делалось не спеша и очень аккуратно, чтобы не порвать края.

При снятии крышки рекомендую постараться сохранить целостность герметизирующей резинки, это позволит сделать новый прибор таким же герметичным как и старый. Мне с этой резинкой повезло. Не смотря на то, что электролит 50-х гг. она не развалилась и осталась эластичной.
Вложения
P8230014.JPG Поддеваем края отверткой
Вложения доступны зарегистрированным пользователям
P8230016.JPG Выпрямляем края
Вложения доступны зарегистрированным пользователям
P8230017.JPG Открыли. Герметизирующая резинка в хорошем состоянии. Внутри содержимое залито парафином или воском.
Вложения доступны зарегистрированным пользователям
Аватара пользователя
moder
 
Сообщения: 1785
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 16:29
Имя: Александр
Автомобиль: Nissan

Re: Восстановление электролитов - извлечение

moder » 18 авг 2012, 01:05

С извлечением содержимого часто бывают проблемы. Оно может быть залито какой-нибудь гадостью, может быть посажено внатяг или даже дополнительно завальцовано. В данном случае просто залито каким-то воском. Выпариваем.
После нагрева до 40-50 градусов моток вываливается сам.
После извлечения хорошенько отмываем банку с хоз. мылом от остатков старого содержимого.

P8230018.JPG
Вложения доступны зарегистрированным пользователям

P8230019.JPG
Вложения доступны зарегистрированным пользователям


UPD:
Опробован более простой способ извлечения содержимого банки с использованием обычного бытового рычажного штопора для бутылок. Штопор вворачивается в моток электролита, затем моток извлекается с помощью рычагов.
Аватара пользователя
moder
 
Сообщения: 1785
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 16:29
Имя: Александр
Автомобиль: Nissan

Re: Восстановление электролитов - подготовка

moder » 18 авг 2012, 01:18

Подготавливаем новую начинку. Понадобятся два электролита соответствующего номинала, электрокартон, флюс для пайки алюминия и надежные провода.

Из электрокартона делаем две изоляционные чашки-прокладки и крестообразную распорку, чтобы электролиты внутри не болтались.

Для пайки алюминия я использовал флюс Ф-64. С ним хорошо паять алюминий, главное перед нанесением флюса зачистить поверхность шкуркой, а после нанесения подождать пару минут, чтобы пошла реакция, которую видно по образованию пены. Далее нужна хорошая капля припоя и высокая температура.

С подпайкой провода к банке у меня возникли проблемы. 100-ваттного паяльника не хватило для прогрева банки до температуры при которой флюс начинает действовать, поэтому пришлось с краю отщепить небольшой сектор, чтобы подпаятся к нему.

После пайки нужно хорошенько отмыть места пайки алюминия от флюса теплой водой и хоз. мылом. Чтобы не залить водой лишнего лучше для этой цели использовать старую зубную щетку.
Вложения
P8240002.JPG
Вложения доступны зарегистрированным пользователям
P8240004.JPG
Вложения доступны зарегистрированным пользователям
Аватара пользователя
moder
 
Сообщения: 1785
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 16:29
Имя: Александр
Автомобиль: Nissan

Re: Восстановление электролитов - сборка

moder » 18 авг 2012, 22:12

Начинаем сборку.
- первую чашку отправляем на дно банки;
- вставляем новые электролиты с распоркой;
- закрываем их сверху другой чашкой, снабженной отверстиями для проводов.
Вложения
P8240005.JPG
Вложения доступны зарегистрированным пользователям
P8240006.JPG
Вложения доступны зарегистрированным пользователям
P8240007.JPG
Вложения доступны зарегистрированным пользователям
Аватара пользователя
moder
 
Сообщения: 1785
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 16:29
Имя: Александр
Автомобиль: Nissan

Re: Восстановление электролитов - завальцовка

moder » 18 авг 2012, 22:34

Самое сложное - это красиво завальцевать банку обратно.
Для начала тонкогубцами утконосами выравниваем края.
Плотно и ровно фиксируем крышку.
Далее бокорезами вырезаем с 4-х сторон лепестки, которые загибаем и тем самым фиксируем крышку.
Завальцевать как было конечно не получится. Поэтому оставшиеся края подрезаем на сектора, у которых подрезаем углы. Это нужно, чтобы после загиба сектора ложились без нахлеста. Загибаем края и прижимаем.
Вложения
P8240008.JPG Выравниваем края
Вложения доступны зарегистрированным пользователям
P8240009.JPG 4 лепестка для фиксации
Вложения доступны зарегистрированным пользователям
P8240010.JPG Сектора с обрезанными углами
Вложения доступны зарегистрированным пользователям
P8250011.JPG Обжатые сектора
Вложения доступны зарегистрированным пользователям
Аватара пользователя
moder
 
Сообщения: 1785
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 16:29
Имя: Александр
Автомобиль: Nissan

Re: Восстановление электролитов - результат

moder » 18 авг 2012, 22:37

А вот что получилось в результате.
Если на ободке остались царапины и повреждения его можно зашкурить, заполировать и даже покрасить.
Вложения
P8250006.JPG
Вложения доступны зарегистрированным пользователям
Аватара пользователя
moder
 
Сообщения: 1785
Зарегистрирован: 26 ноя 2009, 16:29
Имя: Александр
Автомобиль: Nissan

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1