Технологии восстановления

Вопросы и отчеты по реставрации старых радиоприёмников, восстановление корпусов, шкал, шасси и пр.

Чистка контактов ползункового переключателя

alex83 » 30 июн 2012, 14:41

Возникла необходимость в чистке посеребреных контактов ползункового переключателя без разборки и выпайки.
Может у кого-нибудь есть такой опыт? Чем и как это лучше сделать?
Вложения
Аватара пользователя
alex83
Имя: Александр

Re: Чистка контактов ползункового переколючателя

rn1neb » 02 июл 2012, 09:59

Из того, что обычно есть под рукой, можно попробовать брызнуть WD-40 на кусочек обычной бумаги для лазерного принтера и просунув его между контактами подвигать вперёд-назад.
Встречал совет применить для этих целей последовательно жидкости Kontakt 60, Kontakt WL и Kontakt Gold 2000. Думаю, что бумажка также не помешает.
73 !
Аватара пользователя
rn1neb
Шек: FT-817ND,IC-7000,IC-7300,ZS-1,Flex-1500
Откуда: Карелия, Петрозаводск

Re: Чистка контактов ползункового переколючателя

rn1nhf » 02 июл 2012, 10:21

РТО (регламенты тех. обслуживания) на старую технику с посеребренными (позолоченными) контактами предусматривают чистку исключительно спиртом техническим с помощью щеток, кисточек, ветоши... :roll:
RC1NC (ex RN1NHF)
Аватара пользователя
rn1nhf
Откуда: Петрозаводск

Re: Чистка контактов ползункового переколючателя

alex83 » 02 июл 2012, 18:20

rn1nhf:РТО (регламенты тех. обслуживания) на старую технику с посеребренными (позолоченными) контактами предусматривают чистку исключительно спиртом техническим с помощью щеток, кисточек, ветоши... :roll:


В наше время реально где-нибудь приобрести тех. спирт в небольших объёмах?
Вроде как в рознице ничего такого нет.

А про спреи я читал, там мнения разделились. Одни рекомендуют, другие говорят, что нельзя.
Аватара пользователя
alex83
Имя: Александр

Re: Чистка контактов ползункового переколючателя

rn1neb » 03 июл 2012, 20:22

moder:А про спреи я читал, там мнения разделились. Одни рекомендуют, другие говорят, что нельзя.

Иногда спирт такой бывает, что лучше уж применить спрей вроде PRF 6-68. От него хуже точно не будет. А то от спирта такие налёты могут остаться, что и не отмыть никак потом...
73 !
Аватара пользователя
rn1neb
Шек: FT-817ND,IC-7000,IC-7300,ZS-1,Flex-1500
Откуда: Карелия, Петрозаводск

Восстановление электролитов

alex83 » 18 авг 2012, 00:38

Тема насущная. Часто в старом оборудовании встречаются изжившие свой век банки электролитов. Есть разные варианты как с ними поступать. Кто-то пытается их тренировать в надежде, что прибор оклемается и заживет новой жизнью, кто-то не глядя меняет на современные китайские. Способ зависит от конкретной ситуации и задачи. Эта тема открыта для обсуждения любых способов.

А как быть если стоит задача сохранить оригинальный внешний вид шасси и идет борьба за пресловутую аутентичность? Тут тоже есть варианты. Можно просто установить мелкие современные литики, а банку оставить стоять не подключенной для сохранения внешнего вида. А можно поступить как некоторые нехорошие китайские производители и запихать современные малогабаритные электролиты в старую банку, тем самым сохранив аутентичность как сверху шасси, так и в подвале. Вот о последнем способе и своем опыте я и постараюсь рассказать.

А вот собственно и сам предмет:
Вложения
Аватара пользователя
alex83
Имя: Александр

Re: Восстановление электролитов - развальцовка

alex83 » 18 авг 2012, 00:58

Начнем с того, что старую банку электролита нужно как-то вскрыть, развальцевать. Вне заводских условий ни развальцевать ни завальцевать обратно, так как это было сделано на заводе не получится. К этому нужно быть готовым, поэтому при развальцовке и завальцовке нужно проявить максимальную аккуратность. Я рекомендую для защиты корпуса от повреждений и царапин обмотать электолит малярным скотчем.

Я развальцовывал поддевая края вальцовки маленькой отверткой с тонким шлицем и помогал тонкогубцами, хотя, думаю, возможны и более продуктивные способы. Всё это делалось не спеша и очень аккуратно, чтобы не порвать края.

При снятии крышки рекомендую постараться сохранить целостность герметизирующей резинки, это позволит сделать новый прибор таким же герметичным как и старый. Мне с этой резинкой повезло. Не смотря на то, что электролит 50-х гг. она не развалилась и осталась эластичной.
Вложения
Аватара пользователя
alex83
Имя: Александр

Re: Восстановление электролитов - извлечение

alex83 » 18 авг 2012, 01:05

С извлечением содержимого часто бывают проблемы. Оно может быть залито какой-нибудь гадостью, может быть посажено внатяг или даже дополнительно завальцовано. В данном случае просто залито каким-то воском. Выпариваем.
После нагрева до 40-50 градусов моток вываливается сам.
После извлечения хорошенько отмываем банку с хоз. мылом от остатков старого содержимого.




UPD:
Опробован более простой способ извлечения содержимого банки с использованием обычного бытового рычажного штопора для бутылок. Штопор вворачивается в моток электролита, затем моток извлекается с помощью рычагов.
Аватара пользователя
alex83
Имя: Александр

Re: Восстановление электролитов - подготовка

alex83 » 18 авг 2012, 01:18

Подготавливаем новую начинку. Понадобятся два электролита соответствующего номинала, электрокартон, флюс для пайки алюминия и надежные провода.

Из электрокартона делаем две изоляционные чашки-прокладки и крестообразную распорку, чтобы электролиты внутри не болтались.

Для пайки алюминия я использовал флюс Ф-64. С ним хорошо паять алюминий, главное перед нанесением флюса зачистить поверхность шкуркой, а после нанесения подождать пару минут, чтобы пошла реакция, которую видно по образованию пены. Далее нужна хорошая капля припоя и высокая температура.

С подпайкой провода к банке у меня возникли проблемы. 100-ваттного паяльника не хватило для прогрева банки до температуры при которой флюс начинает действовать, поэтому пришлось с краю отщепить небольшой сектор, чтобы подпаятся к нему.

После пайки нужно хорошенько отмыть места пайки алюминия от флюса теплой водой и хоз. мылом. Чтобы не залить водой лишнего лучше для этой цели использовать старую зубную щетку.
Вложения
Аватара пользователя
alex83
Имя: Александр

Re: Восстановление электролитов - сборка

alex83 » 18 авг 2012, 22:12

Начинаем сборку.
- первую чашку отправляем на дно банки;
- вставляем новые электролиты с распоркой;
- закрываем их сверху другой чашкой, снабженной отверстиями для проводов.
Вложения
Аватара пользователя
alex83
Имя: Александр

Re: Восстановление электролитов - завальцовка

alex83 » 18 авг 2012, 22:34

Самое сложное - это красиво завальцевать банку обратно.
Для начала тонкогубцами утконосами выравниваем края.
Плотно и ровно фиксируем крышку.
Далее бокорезами вырезаем с 4-х сторон лепестки, которые загибаем и тем самым фиксируем крышку.
Завальцевать как было конечно не получится. Поэтому оставшиеся края подрезаем на сектора, у которых подрезаем углы. Это нужно, чтобы после загиба сектора ложились без нахлеста. Загибаем края и прижимаем.
Вложения
Аватара пользователя
alex83
Имя: Александр

Re: Восстановление электролитов - результат

alex83 » 18 авг 2012, 22:37

А вот что получилось в результате.
Если на ободке остались царапины и повреждения его можно зашкурить, заполировать и даже покрасить.
Вложения
Аватара пользователя
alex83
Имя: Александр

Отверстия в шасси

alex83 » 21 авг 2012, 01:22

Время от времени возникает необходимость делать в шасси отверстия или увеличивать диаметр существующих. Сверлом или напильником это делать проблематично, а чтобы пробивать нужна оснастка.
Особенно резко проблема встаёт, когда необходимо увеличить диаметр существующего отверстия под другую панель лампы или винт крепления электролита, при этом снимать все элементы и распаивать монтаж не хочется. Но выход есть! Так называемое фрезерное сверло (на фото). Позволяет аккуратно делать и расширять отверстия в листовом металле. Чем-то напоминает шарошку, но более удобно и универсально. Перед применением рекомендуется защитить окружающие элементы от попадания стружки(её будет немного) малярным скотчем. В качестве привода лучше использовать дрель с низкими оборотами или шуруповерт.

Недостаток этого инструмента довольно высокая цена. От 500 - 1500 руб. в зависимости от максимального диаметра.
Вложения
Аватара пользователя
alex83
Имя: Александр

Re: Отверстия в шасси

rn1neb » 21 авг 2012, 15:00

Ух ты! Надо будет тоже такую приобрести. Очень полезная штука.
73 !
Аватара пользователя
rn1neb
Шек: FT-817ND,IC-7000,IC-7300,ZS-1,Flex-1500
Откуда: Карелия, Петрозаводск

Re: Чистка контактов ползункового переключателя

alex83 » 08 дек 2012, 01:12

В течение длительного времени для разных целей очистки применял PRF 6-68. Он действительно показал себя очень хорошо. Он прекрасно чистит контакты, не оставляет налета, быстро испаряется, а приятный запах спирта очень внушает). Чистил им контакты ползунковых переключателей, прижимные контакты КПЕ. Для этого использовал пластинку плотного электрокартона, смоченную в PRF 6-68. Пластинку достаточно просунуть между контактами и интенсивно подвигать. На ней остается черно-зеленый грязный след окислов.

Также средство хорошо использовать для очистки верниерных механизмов от грязи и старой смазки. Растворяет прекрасно. Хороший эффект дает сочетание с сухими волокнистыми салфетками для протирки офисной техники.
Вложения
Аватара пользователя
alex83
Имя: Александр

Очистка шасси от грязи и пыли

alex83 » 08 дек 2012, 01:40

Очистить грязное пыльное шасси - это всегда проблема.
Есть разные способы чистки. Всё зависит от характера загрязнения и этапа работы.

Если шасси очень грязное, с большим кол-вом уплотнившейся пыли, которую невозможно сдуть, то поможет мыльный раствор. Для этого в небольшом кол-ве воды растворяют мыло до обильного образования густой пены (как для бритья). Главное - воды должно быть совсем чуть-чуть.

Далее, используя малярные кисти разных номеров, шасси моют мыльным раствором с нанесением минимального кол-ва влаги. Чистка осуществляется за счет пены и намокания критичных к влаге деталей не происходит. Шасси можно даже частично погружать в мыльный раствор и даже под проточную воду, но тут нужно проявить осторожность и стараться не мочить трансформаторы и др. детали, попадание влаги на которые не желательно. Так или иначе, в случае приема душа транспортировка шасси на батарею для просушки на несколько дней обязательна.

Если пыль не плотная, то для очистки можно применить продувку сжатым воздухом.
В продаже есть баллончики сжатого воздуха по типу аэрозольных, снабженные трубками-носиками для продувки труднодоступных мест. При использовании таких баллонов нужно быть аккуратным. Продувку нужно осуществлять кратковременными нажимами на форсунку, т.к. при длительном нажиме и испарении сжатого воздуха верхняя часть баллона очень сильно охлаждается, в плоть до получения термического ожога или замерзания форсунки. Баллон нужно держать вертикально, форсункой вверх.
Недостатки этого способа: низкий напор струи не сдувает плотную прилипшую пыль, цена баллона велика (300-700 руб.)


Если шасси имеет загрязнения в виде пыли в перемешку с маслом/смазкой, то ни мыльный раствор ни сжатый воздух не помогут. В этом случаем можно использовать растворитель типа KONTAKT PRF 6-68, который неплохо зарекомендовал себя для этих целей, в сочетании с сухими тонкими волокнистыми салфетками для протирки офисной техники. Если сухих салфеток нет, то можно попробовать высушить влажные.
Аватара пользователя
alex83
Имя: Александр

Востановление КПЕ

alex83 » 08 дек 2012, 02:00

Частая проблема с КПЕ - это окислившиеся прижимные скользящие контакты ротора.
Проявляется как частые щелчки и потрескивания при вращении ротора.
Для решения этой проблемы можно воспользоваться чистящим средством KONTAKT PRF 6-68. Смочить им пластинку из плотного электрокартона. Электоркартон не должен иметь большую толщину, 0.4 - 0.5 мм вполне достаточно. Главное чтобы был плотным и не гнулся. Один конец пластинки обильно смачивается средством, затем пластинку нужно просунуть между контактами и подвигать из стороны в сторону какое-то время. В результате на ней должен остаться след окислов и грязи. Процедуру повторить для всех контактов.



После чистки места скольжения контактов нужно смочить хорошим маслом. Я использую оружейное, но можно применить и другие масла, например для швейных машинок или хорошую автосинтетику.

Напоследок не помешает продуть пластины КПЕ сжатым воздухом от частиц пыли и грязи.
Аватара пользователя
alex83
Имя: Александр

Масла и смазки для механизмов верниера и кланг-регистра

alex83 » 08 дек 2012, 02:14

Для смазки подшипников трения, втулок, штоков можно использовать нейтральное оружейное масло, масло для швейных машинок, также думаю подойдет любая хорошая синтетика.
Я использую оружейное полусинтетическое нейтральное масло "ГЛУХАРЬ".


А вот для тяг и прочих деталей скольжения, нужна густая хорошая не застывающая и не сохнущая смазка.
Циатим для этой цели не годится. Неплохие автомобильные смазки есть у фирмы Wurth.

Может быть ещё у кого-нибудь есть опыт или соображения относительно того, какую смазку применить?
Аватара пользователя
alex83
Имя: Александр

Чтобы кланг-регистр не звенел

alex83 » 08 дек 2012, 23:29

Часто работу кланг-регистра сопровождает неприятный звенящий и лязгающий звук.
Есть, правда, модели лишенные этого недостатка, кланг-регистры которых оснащены тросиковыми приводами переключателей, когда кнопки отдельно от механизма и соединяются с ним гибкими тросиками. В основной же своей массе кланг-регистры представляют из себя простые пружинно-тяговые механизмы.
Причина таких звуковых эффектов - дребезг, звон пружин и лязгание параллельных, расположенных близко к друг другу тяг и фиксаторов.

Способ решения этой проблемы мне подсказали воспоминания из детства, когда на моём совершенно новеньком велосипеде вдруг начали ужасно скрипеть две подседалищьные пружины. Тогда мне посоветовали просто смазать их тонким слоем литола. Результат оказался моментальным и эффективным - пружины больше не скрипели никогда.

Для того чтобы прекратить звон пружин кланг-регистра достаточно нанести на них хорошую густую смазку. Небольшое кол-во.
Таким же образом следует поступить с тягами и фиксаторами, только смазки уже не жалеть.



В результате проделанной работы кланг-регистр будет работать значительно тише и мягче.
В качестве густой смазки я применил смазку Wurth Многоцелевая смазка III
Аватара пользователя
alex83
Имя: Александр

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1