Помехи по приему от инверторного бензогенератора

Разнообразные виды помех и обмен опытом по борьбе с ними

Помехи по приему от инверторного бензогенератора

rn1nhf » 06 фев 2011, 22:40

Имеется бензогенератор KIPOR IG1000 инверторного типа (двигатель 4-х тактный!) (http://www.sgt-energo.ru/equipment/?act ... oods_id=54) Первый опыт применения его в полевых условиях выявил наличие весьма заметной помехи по приему во всех диапазонах до 21 Мгц включетельно. Бензогенератор размещался и вблизи трансивера и на удалении 40 метров. Опробовано использование и трансформаторного и импульсного БП (с импульсным БП субъективно помеха менее заметна). Заземление бензогенератора не осуществлялось (зима на дворе, от провода заземления зарытого в сугроб толку мало, хотя и этот вариант опробован). Характер помехи - импульсы по питанию. Когда трансивер работал от боротовой сети автомобиля а KIPOR вхолостую "молотил" вблизи трансивера,- помеха отсутствовала.
Какие есть идеи по борьбе с этой "штукой":
1. Ждать весны и попробовать заземляться как следует?
2. Соорудить трехзвенный LC-фильтр сразу после KIPOR-а?
3. Попробовать разделительный трансформатор между KIPOR-ом и БП (трансформатор с разнесенными первичной и вторичной обмоткой для минимизации емкостной связи между ними)?

Другие ведь как-то работают с этими инверторными бензогенераторами и довольны...
RC1NC (ex RN1NHF)
Аватара пользователя
rn1nhf
 
Сообщения: 242
Зарегистрирован: 06 фев 2011, 19:54
Откуда: Петрозаводск

Re: Помехи по приему от инверторного бензогенератора

rn1neb » 07 фев 2011, 15:29

rn1nhf:Какие есть идеи по борьбе с этой "штукой":
1. Ждать весны и попробовать заземляться как следует?
2. Соорудить трехзвенный LC-фильтр сразу после KIPOR-а?
3. Попробовать разделительный трансформатор между KIPOR-ом и БП (трансформатор с разнесенными первичной и вторичной обмоткой для минимизации емкостной связи между ними)?

Другие ведь как-то работают с этими инверторными бензогенераторами и довольны...

Да уж. Вопрос борьбы с такого рода помехой может оказаться непростым. Из всех вариантов мне по душе самый кардинальный - с разделительным трансформатором. Если трансформатор будет правильным, может быть даже с экранирующей перегородкой между обмотками, то помеху можно будет победить (я надеюсь).
На заземление я бы сильно не рассчитывал, хотя оно никогда лишним не бывает.
LC фильтр - также неплохой вариант. В военной технике встречается намного чаще чем разделительные трансформаторы (может быть из за их немалого веса). Только ёмкости желательно применять специальные - проходные. Если фильтр изготовить хорошо, по всем правилам, то эффект должен быть хороший.
Ещё одна мысль появилась.
"KIPOR вхолостую "молотил" вблизи трансивера,- помеха отсутствовала."
А вот если его нагрузить хорошенько, хотя бы на лампочку и довольно длинным проводом? Ведь на холостом ходу инвертор скорее всего помеху практически не создаёт, нагрузки-то нет.
73 !
Аватара пользователя
rn1neb
 
Сообщения: 810
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 22:47
Откуда: Карелия, Петрозаводск
Шек: ZS-1,Flex-1500,FT-950,FT-817ND,FT-857D,IC-7000
Автомобиль: Fuji Wendigo 1.1

Re: Помехи по приему от инверторного бензогенератора

rn1nhf » 09 фев 2011, 09:30

С целью определения, что же всё-таки является причиной импульсной помехи, хочу провести следующий эксперимент: Есть у меня большой (и тяжелый) свинцовый аккумулятор 90 а/ч. Выеду в поля, запитаю трансивер от аккумулятора и, надеюсь, услышу "чистый" эфир. Далее в сторонке заведу "бензо-зверя" и буду последовательно протягивать от него удлинитель в сторону трансивера, подключать к нему какую-нибудь нагрузку (лампочку 100 Вт, например), затем БП (могу и импульсный и трансформаторный, чтобы почувствовать разницу), соединять "минус" БП с "минусом" аккумулятора, и уже в финале подключу БП параллельно аккумуляторному питанию. На каждом этапе буду контролировать появление помехи по приему. Хорошо бы иметь возможность заземлить "бензо-зверя" на какую-нибудь арматурину, закопанную в землю (найти бы её только зимой).
Если мои предположения о том , что истинной причиной помехи является "неправильная" синусоида на выходе Kipor-овского инвертора, то следующим шагом будет намотка разделительного трансформатора. Сердечник тороидального трансформатора на 1КВт мне великодушно подарил Андрей RA1N, избавляясь от всякого ненужного хлама. Тяжелый он вот только (сердечник, а не RA1N). Есть у меня, правда, некоторые сомнения, связанные с правильной намоткой РТ. Надо мотать две обмотки по 220 витков каждая (виток на вольт) проводом сечением порядка 1 мм. Боюсь, что не получиться их разместить раздельно друг от друга, чтобы не было емкостной связи между ними. А если обмотки будут накладываться друг на друга, то смысла в этом изделии не будет никакого... :?:
RC1NC (ex RN1NHF)
Аватара пользователя
rn1nhf
 
Сообщения: 242
Зарегистрирован: 06 фев 2011, 19:54
Откуда: Петрозаводск

Re: Помехи по приему от инверторного бензогенератора

rn1nhf » 09 фев 2011, 09:40

Изучая информацию на форумах, столкнулся с тем, что некоторые применяют на выездах такие штуки как "UPS online". Интересно, если попробовать найти такую штуковину и с ним провести эксперимент...
Еще одна мысль, к которой меня подвел Роман RN1NGJ. Причиной помехи могут быть неполноразмерные или плохо согласованные антенны (все-таки автомобильная MFJ-1620 - это сильно укороченный вертикал с недостаточной подстилающей поверхностью,- кузовом автомобиля, а HB9SL у меня получилась с "преступно высоким" КСВ. Надо бы и антенну правильно настроить, или хотя бы простейший диполь (IV) на 14 Мгц повесить и послушать что будет...
RC1NC (ex RN1NHF)
Аватара пользователя
rn1nhf
 
Сообщения: 242
Зарегистрирован: 06 фев 2011, 19:54
Откуда: Петрозаводск

Re: Помехи по приему от инверторного бензогенератора

rn1neb » 09 фев 2011, 17:03

rn1nhf:Причиной помехи могут быть неполноразмерные или плохо согласованные антенны (все-таки автомобильная MFJ-1620 - это сильно укороченный вертикал с недостаточной подстилающей поверхностью,- кузовом автомобиля, а HB9SL у меня получилась с "преступно высоким" КСВ. Надо бы и антенну правильно настроить, или хотя бы простейший диполь (IV) на 14 Мгц повесить и послушать что будет...

Ну не то что бы причиной... Причина - она саму помеху генерирует, а антенна плохо согласованная и у которой проблемы с затеканием сигнала на фидер (и с фидера на антенну), она эту помеху "усиливает". То есть если всё идеально согласовать, то помеха скорее всего уменьшиться, может быть довольно сильно, но полностью всё равно не пропадёт. Впрочем нам этого и надо, всеми способами помеху уменьшить.
Когда у меня не получается повесить HB9SL, я обхожусь наклонным (иногда почти вертикальным, в зависимости от того, как высоко удастся забросить верёвку на дерево) диполем. Обычно с таким диполем проблемы с согласованием не возникает (если кабель от него уходит в сторону, а не болтается в непосредственной близости с нижним плечом диполя). Такой диполь на даль всё же получше должен быть, чем Inverted V. Ферритовый дроссель на фидере не помешает.
UPS online попробовать конечно можно, только они тоже не очень лёгкие и довольно дорогие (в сравнении с back UPS). Далеко не во всех UPS нормирован коэффициент гармоник выходного напряжения.
Вернёмся к трансформатору. Может к тороиду какие нибудь щёчки сделать, которые будут отделять одну обмотку от другой? В противном случае можно намотать сначала одну обмотку, потом экранирующую обмотку из медной фольги с лакотканью (или вроде того), чтобы витки не замыкало, а потом вторую обмотку. Что-то мне такой вариант на практике не очень понятен - не очень нравится.
Вот с аккумулятором за городом чистый эфир должен быть стопроцентно. Во многом за этим я и выбираюсь за город с трансивером.
73 !
Аватара пользователя
rn1neb
 
Сообщения: 810
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 22:47
Откуда: Карелия, Петрозаводск
Шек: ZS-1,Flex-1500,FT-950,FT-817ND,FT-857D,IC-7000
Автомобиль: Fuji Wendigo 1.1

Re: Помехи по приему от инверторного бензогенератора

rn1nhf » 09 фев 2011, 21:12

rn1neb:Что-то мне такой вариант на практике не очень понятен - не очень нравится.
Что именно не нравится? Трансформатор вообще или вариант намотки, когда одна обмотка над другой через экран?
Сегодня мне подсказали еще одну вещь: аккумулятор, подключенный параллельно источнику питания (в буферном режиме) должен отчасти уменьшить импульсную помеху. Одним словом, буду пробовать различные подходы и сообщать о результатах...
RC1NC (ex RN1NHF)
Аватара пользователя
rn1nhf
 
Сообщения: 242
Зарегистрирован: 06 фев 2011, 19:54
Откуда: Петрозаводск

Re: Помехи по приему от инверторного бензогенератора

rn1neb » 10 фев 2011, 01:08

rn1nhf:Что именно не нравится? Трансформатор вообще или вариант намотки, когда одна обмотка над другой через экран?
Сегодня мне подсказали еще одну вещь: аккумулятор, подключенный параллельно источнику питания (в буферном режиме) должен отчасти уменьшить импульсную помеху. Одним словом, буду пробовать различные подходы и сообщать о результатах...

Трансформатор мне нравится, а вариант экрана между обмотками как-то не очень. На практике хорошего экрана может и не выйти. Если это будет намотка металлической лентой, то у неё тоже будет весьма приличная индуктивность набегать с каждым витком, которая может уменьшать эффективность экранировки. Впрочем даже такой вариант лучше, чем совсем без экрана. А вот как сделать экран в виде сплошной металлизации вокруг всей первичной обмотки (только с прорезью, чтобы не получился короткозамкнутый виток) я пока не представляю. Может попробовать взять готовый "телевизионный" трансформатор, например ТС-270 (от очень старых цветных телевизоров), и пока потренироваться с ним? Нам надо для начала понять, насколько поможет этот способ борьбы с помехой .
Аккумулятор включенный в буфере однозначно будет уменьшать пульсации питающего напряжения (как и конденсатор очень большой ёмкости), но мы как бы не с ними боремся. Я думаю, что на выходе того самого стабилизированного БП FP-1030 (или GSS-3000) пульсации и так минимальны. Мы боремся не с ними, а с широкополосной импульсной ВЧ помехой, которая расползается по силовым проводам от генератора. В этом случае, боюсь что аккумулятор будет бессилен.
Если мы пока не можем справиться с помехой непосредственно в её источнике, то нам надо от неё максимально защититься. Тут и развязка трансформатором будет хороша, и LC фильтры, и их комбинация, и хорошее согласование с антенной, а вот аккумулятор - это для другого...
Впрочем практика покажет какое средство будет самым эффективным. Конечно лучше всего было бы задавить помеху в самом генераторе (инверторе), только вот как?

P. S. Я тут сообразил почему импульсный источник питания может оказаться лучше чем трансформаторный в плане минимизации помехи от генератора. Ведь в правильном импульсном блоке питания (в отличии от большинства трансформаторных) обязательно по входу 220 В есть хороший помехозащитный фильтр, необходимый для защиты питающей сети от помехи, создаваемой самим БП (он же импульсный). Вот этот фильтр и может нам помочь в той или иной степени. Эту идею надо бы проверить.
73 !
Аватара пользователя
rn1neb
 
Сообщения: 810
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 22:47
Откуда: Карелия, Петрозаводск
Шек: ZS-1,Flex-1500,FT-950,FT-817ND,FT-857D,IC-7000
Автомобиль: Fuji Wendigo 1.1

Re: Помехи по приему от инверторного бензогенератора

rn1nhf » 14 фев 2011, 15:50

Нашел "товарища по несчастью" на qrz.ru: UA3BM пишет:
В прошлом году я приобрел бензогенератор...
Одна проблема - выходное переменное напряжение имеет форму положительных и отрицательных прямоугольников с амплитудой 270 В, что характерно для всех генераторов инверторного типа.
Для питания бытовой техники это возможно не важно, но для КВ трансивера такое "грязное" питание подходит плохо - ощущается достаточно мощная импульсная помеха, с которой едва справляется NB фильтр.
Пытался отфильтровать питание разными "подручными средствами". НЧ фильтр в виде сетевого провода намотанного на большое ферритовое кольцо почти ничего не улучшил.
В результате наилучший результат дала схема:
генератор (отнесен от шека на сколько позволял удлинитель)- фильтр/размножитель "Pilot-G"-удлинитель ок. 30 м - фильтр/размножитель "Pilot-G"-радиоаппаратура с заземлением корпуса. Заземление, выполненное в виде вкопанной метровой трубы, на мой взгляд, давало максимальный вклад в дело борьбы с сетевой помехой. Тем не менее помеха подавлена не полностью

Сам, кстати, собираюсь мотать фильтрующий трансформатор. Сердечник (тор) подготовлен и оклеен картоном. Провод вот только подходящий пока не удалось найти. В "Электронике" есть только ПЭВ 1,7 мм, а это многовато (да и дороговато). Так что, в поиске провода...
RC1NC (ex RN1NHF)
Аватара пользователя
rn1nhf
 
Сообщения: 242
Зарегистрирован: 06 фев 2011, 19:54
Откуда: Петрозаводск

Re: Помехи по приему от инверторного бензогенератора

rn1neb » 17 фев 2011, 01:21

rn1nhf:В "Электронике" есть только ПЭВ 1,7 мм, а это многовато (да и дороговато). Так что, в поиске провода...

Зато трансформатор с таким проводом (и таким сердечником) будет действительно мощный.
Надеюсь, что эффект от применения трансформатора будет положительным .
Ещё мысль насчёт заземления. Уж если мы обеспечили гальваническую развязку по питанию, то и земельный провод общий с генератором нам делать не надо. Вдруг по нему помеха пролезет?
73 !
Аватара пользователя
rn1neb
 
Сообщения: 810
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 22:47
Откуда: Карелия, Петрозаводск
Шек: ZS-1,Flex-1500,FT-950,FT-817ND,FT-857D,IC-7000
Автомобиль: Fuji Wendigo 1.1

Re: Помехи по приему от инверторного бензогенератора

rn1nhf » 17 фев 2011, 14:37

rn1neb:Зато трансформатор с таким проводом (и таким сердечником) будет действительно мощный.
Провод в "Электронике" купить не удалось, т.к. у них всего одна катушка, на которой только порядка 40 метров. Этого мало, надо бы раза в два больше. Закинул удочку насчет ПЭВ-2 1,32 мм диаметром. Может быть привезут под заказ.

rn1neb:Ещё мысль насчёт заземления. Уж если мы обеспечили гальваническую развязку по питанию, то и земельный провод общий с генератором нам делать не надо. Вдруг по нему помеха пролезет?
У меня удлинитель к генератору сделан так, что я могу подключить заземляющую жилу к Kipor-у, либо не подключать. Если будет стоять трансформаторный фильтр, то, само собой, общей земли не требуется.

Кстати, существуют фабричные помехоподавляющие фильтры типа ФП (http://filtr.ucoz.ru/index/0-7). Понятно, что готовые фильтры - дороги, но ведь, наверное, можно и самому нечто подобное соорудить...
RC1NC (ex RN1NHF)
Аватара пользователя
rn1nhf
 
Сообщения: 242
Зарегистрирован: 06 фев 2011, 19:54
Откуда: Петрозаводск

Re: Помехи по приему от инверторного бензогенератора

rn1neb » 21 фев 2011, 18:20

rn1nhf:Понятно, что готовые фильтры - дороги, но ведь, наверное, можно и самому нечто подобное соорудить...

Можно попробовать соорудить нечто подобное:


Для большего эффекта можно включить два таких фильтра один за другим. В качестве LF1 можно использовать помехозащитные дроссели от компьютерных блоков питания. Ёмкости можно взять также из них. Среднюю точку C3 и C4 посадить на корпус/общий провод, и заземлить его в непосредственной близости от фильтра, а фильтр расположить как можно ближе к генератору. Чтобы увеличить подавление помехи неплохо было бы поместить фильтр в металлический корпус или спаять коробочку из фольгированного стеклотекстолита. Если фильтр будет состоять из нескольких последовательно включенных звеньев, можно между ними предусмотреть экранирующие перегородки. Тогда в качестве ёмкостей C3 и C4 хорошо было бы применить проходные конденсаторы.
73 !
Аватара пользователя
rn1neb
 
Сообщения: 810
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 22:47
Откуда: Карелия, Петрозаводск
Шек: ZS-1,Flex-1500,FT-950,FT-817ND,FT-857D,IC-7000
Автомобиль: Fuji Wendigo 1.1

Re: Помехи по приему от инверторного бензогенератора

rn1neb » 06 июн 2011, 23:39

Как результаты борьбы с помехами от бензогенератора? Лето, можно сказать, началось.
73 !
Аватара пользователя
rn1neb
 
Сообщения: 810
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 22:47
Откуда: Карелия, Петрозаводск
Шек: ZS-1,Flex-1500,FT-950,FT-817ND,FT-857D,IC-7000
Автомобиль: Fuji Wendigo 1.1

Re: Помехи по приему от инверторного бензогенератора

rn1nhf » 27 июн 2011, 12:28

Есть вот такой фильтр:

Хочу подключить на выход инвертора.
Куда подключать клемму "4" ?
RC1NC (ex RN1NHF)
Аватара пользователя
rn1nhf
 
Сообщения: 242
Зарегистрирован: 06 фев 2011, 19:54
Откуда: Петрозаводск

Re: Помехи по приему от инверторного бензогенератора

rn1neb » 27 июн 2011, 13:23

rn1nhf:Куда подключать клемму "4" ?

Какая симпатичная коробочка... Вещь! Если нет настоящего заземления, то вроде как надо подключать на корпус генератора, но земля будет не лишней, даже если это будет кусок арматуры забитый в землю или кусок провода опущенный в воду. Надо будет поэкспериментировать с подключением общего провода фильтра.
73 !
Аватара пользователя
rn1neb
 
Сообщения: 810
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 22:47
Откуда: Карелия, Петрозаводск
Шек: ZS-1,Flex-1500,FT-950,FT-817ND,FT-857D,IC-7000
Автомобиль: Fuji Wendigo 1.1

Re: Помехи по приему от инверторного бензогенератора

rn1nhf » 28 июн 2011, 23:05

В "Электронике" за 100 руб куплен пластиковый корпус и за вечер собран вот такой "фильтр" для бензо-генератора. От "средней точки" (она оказалась соединенной с металлическим корпусом фильтра) выведена отдельная клемма для разных вариантов подключения.
К сожалению, герметичного корпуса не нашел, так что придется его вместе с бензо-генератором "прятать" в полиэтилен от дождя...

RC1NC (ex RN1NHF)
Аватара пользователя
rn1nhf
 
Сообщения: 242
Зарегистрирован: 06 фев 2011, 19:54
Откуда: Петрозаводск

Re: Помехи по приему от инверторного бензогенератора

rn1neb » 02 дек 2011, 11:24

rn1nhf:К сожалению, герметичного корпуса не нашел, так что придется его вместе с бензо-генератором "прятать" в полиэтилен от дождя...

А как продвигается изготовление трансформатора для гальванической развязки?
73 !
Аватара пользователя
rn1neb
 
Сообщения: 810
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 22:47
Откуда: Карелия, Петрозаводск
Шек: ZS-1,Flex-1500,FT-950,FT-817ND,FT-857D,IC-7000
Автомобиль: Fuji Wendigo 1.1

Re: Помехи по приему от инверторного бензогенератора

rn1nhf » 02 дек 2011, 13:10

Изготовление "развязочного" трансформатора застопорилось, т.к. не смог найти в нужном кол-ве медный провод с эмалью 1,3-1,5 мм. сечением. Покупать через "Электронику" показалось слишком дорогим удовольствием (медь нынче в цене), а сматывать откуда-либо по частям,- занятие неблагодарное. :? Всё жду, когда спишется старое оборудование, в составе которого есть готовый разделительный трансформатор (как раз на 1 Квт).
Так уж получилось, что этим летом мой экспедиционный FT-450D работал от АКБ 75 А/ч, а бензоагрегат использовался, в основном, для запитки оборудования, которому нет дела до помех...
RC1NC (ex RN1NHF)
Аватара пользователя
rn1nhf
 
Сообщения: 242
Зарегистрирован: 06 фев 2011, 19:54
Откуда: Петрозаводск

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron