Так сложилось, что мой следующий приход в этот радиокружок состоялся не через год, а через три года, в 5-м классе. Почему так получилось, я уже не помню, но точно помню, что на момент повторного прихода я уже легко пОял простые схемки о двух транзисторах, всякие там мультивибраторы, имитаторы голосов птиц и прочую хрень. Все эти три года я учился самостоятельно, дома, по разным детским книжкам, типо
этой, журналам Моделист-конструктор(Радио у нас в семье не выписывали), и даже в унылой школьной библиотеке умудрялся найти что-нибудь по теме. А ещё Отец мне, бывало, притаскивал какие-то платы, детали, да и сам я любил пошакалить и где-нибудь что-нибудь урвать.
Так вот, видимо назрело, и пришел я в кружок уже сам, да не один, а с однокашником, который вообще ничего не знал и поплелся туда за компанию, по фану. Пришли мы, значит, туда, а там уже сидит не уссатый мужик в нахлобученной меховой шапке, а интеллигентного вида пожилой человек - Олег Петрович. Этот невысокий сухощавый дяденька, обладавший просто какими-то нереальными выдержкой и спокойствием, а скорее всего и имевший вполне реальные педагогические навыки, станет моим наставником до окончания школы и останется в памяти на всю жизнь.
Когда были улажены все формальности, связанные с нашим приемом, мы получили первое задание - изготовить макетную плату, на которой потом будут макетироваться, отрабатываться и настраиваться радиолюбительские конструкции.
Это сейчас можно заказать в Китае "макетки", на которых даже пОять ничего ненужно, а тогда технология изготовления макетной платы была проста до безобразия. Брался обычный плотный картон, который размечался и разлиновывался. Из жести (опять эта жжжесть
) нарезались короткие полоски и сгибались в скобы. В картоне жалом отвертки по разлиновке пробивались прорези, в которые вставлялись скобы, концы которых загибались с обратной стороны и всё это простукивалось молоточком. В результате получалась гибкая плата с жестяными "пятачками", которые потом залуживались. Примерный, но более дегенеративный вариант исполнения выглядит как-то так:
Особо одаренные, делали под плату жесткое основание и устанавливали её на опоры под углом для лучшего юзабилити.
С помощью этой простой радиолюбительской технологии убивалось сразу несколько зайцев:
1. вечная плата, небоящаяся никаких издевательств
2. идеальный полигон отработки навыков пайки для криворуких школотронов
3. любой размер поля (ограничен терпением подавана), а стало быть схемы разной сложности
4. потрясающая наглядность и легкость отладки
5. качественный монтаж с минимальной вероятностью непропая
Что ещё нужно начинающему школолотрону!
Были, конечно, и минусы. Понятное дело, что микросхемы на такой плате не попОяешь, но кто о них тогда думал... Развлекались в основном с МП41/42 , КТ315/361 и т.п.
ЗЫ
Тогда я впервые наблюдал лицо и неподдельную реакцию человека, который увидел настоящее чудо! Мой однокашник, сидя за макетной платой, то припаивал к ней конденсатор, то отпаивал, сопровождая процесс восторженными возгласами:
"Надо же - припаялось!
Надо же - отпаялось!"
.
Тогда же я занял и свой "личный" стол, за которым, кроме меня, больше никто не сидел.
ЗЫЫ
Однокашник мой, спустя некоторое время, всё же забросил это дело.