Ещё один фильм всё того же 1974г.
Этот ламповый детский фильм Литовской киностудии состоит из трех связанных между собой новелл, но нас в данном случае интересует только одна из них - последняя, в которой ярким образом показан момент зарождения двух новоявленных радиолюбителей.
Двум младшим шкальникам за выдающиеся результаты по сбору металлолома вручают приз - детскую игрушку "Телефон", представляющую собой полностью работоспособные имитации телефонных аппаратов. Ребята, живущие в одном доме, тут же сообразили прокинуть провод между балконами их этажей чтобы наладить связь. Всё было очень весело и замечательно, пока у одного из ребят не возникло желания посмотреть, а что же у аппарата внутри... В результате микрофонный капсюль был безжалостно раздестроен, а угольный порошок из него утрачен армейским образом.
Попытка собрать "как было" к успеху не привела и наш горе-ремонтник решает разобрать аппарат друга, чтобы посмотреть, как там оно должно быть правильно, но вторая попытка приводит к ещё более печальным последствиям.
В отчаяние ребята решают обратиться за помощью в телемастерскую, где
уссатый телемастер предлагает им осуществлять связь посредством звонков - азбукой Морзе.
Всё снова становится хорошо, связь налажена, азбука Морзе изучается, но неожиданно оба героя, не сговариваясь, каждый разбирают свой аппарат для изучения устройства звонка, что приводит к полной неработоспособности аппаратов.
- Почему ты разобрал телефон?!
- Не знаю... Вот сидел-сидел... Потом, вдруг, думаю, интересно, как этот звонок устроен. И разобрал... И батарейку тоже. Неожиданно, со словами "Лом есть?
А если найду?" к ребятам заваливается юный предприимчивый аффинажник Гинтас, у которого они пытаются выпросить сломанный радиоприемник с целью ремонта и изучения внутренностей. Однако, радио аффинажник не отдает, а в корыстных целях подбивает ребят к "изучению внутренностей" разной другой бытовой и не очень техники. Обработка с целью наживы неокрепших умов приводит к тому, что незадачливые радио
любителигубители начинают дестроить всё подряд, при этом сдавая разобранный хлам Гинтасу-аффинажнику "за так", в результате чего он становится ударником металлосборки с занесением на доску почета.
- Вы до сих пор не знаете, как устроен паровоз.Киноляп и прочие интересные моменты:
После уничтожения микрофонного капсюля герой жалуется абоненту с исправным аппаратом на плохую слышимость.
По развитию сюжета можно предположить, что мы видим зарождение двух нормальных радиолюбителей-
конструкторовпаяльщиков, а вот радиолюбителей-эфирщиков из ребят вряд ли получится, но это не точно.
Внезапно, советская программа по сбору металлолома школьниками неплохо так перекликается с нынешней действительностью. Только теперь этим занимаются совсем другие люди.
Талантливый аффинажник Гинтас(см. 2-ю новеллу) в наши дни, наверное, стал бы владельцем крупной металлобазы. Конечно, если бы ещё в юности не поджарился на опоре ЛЭП.
Фильм в целом как бы намекает на легкий троллинг литовскими товарищами всесоюзной программы сбора металлолома школьниками. Но это не точно.
PS
Данная новелла лично мне очень близка. Примерно в том же возрасте мы с моим товарищем аналогичным образом протянули телефоны между балконами этажей. Тогда это было очень актуально в среде шкальников, т.к. в те времена вообще какая-либо связь была доступна не только лишь всем, а нормальные телефоны в квартирах появились только когда мы были уже в старших классах. Вот только схема была не честная, 4-х проводная. И питание конечно же низковольтное. Но аппараты я собрал сам, из старых телефонных аппаратов, которые отец принес с работы.
PPS
В завершение, не могу не отметить, что в советских фильмах животные и дети, в целом, играют лучше чем современные профессиональные актеры.